Каджи-Сай как ответ американцам за создание ядерной бомбы

1Каджи-Сай находится в живописном месте между озером и горами 

Кто бы мог подумать, что создание ядерной бомбы американцами приведет к возникновению стратегического города на другом конце земного шара. Каджи-Сай, в 50-х годах прошлого века более известный как «Почтовый ящик №8» или «Комбинат №8», сейчас называют вымирающим селом с повышенным фоном радиации. Реальность иная. Здесь местами разрушены здания, молодежи практически нет, но превращающееся в курортное, маленькое селение обретает второе дыхание, благодаря удивительному расположению между озером Иссык-Куль и горным ущельем.

Каджи-Сай расположен на южном берегу озера Иссык-Куль в Тонском районе вдоль автотрассы Балыкчы-Каракол. Селение находится в 280 км от столицы Кыргызстана Бишкека в окружении высоких гор Кюнгей Ала-Тоо. С 1947 по 2012 гг Каджи-Сай имел статус поселка городского типа, который потом был «понижен» до села.

Кыргызстанские и зарубежные СМИ, когда пишут про Каджи-Сай, используют практически одни и те же эпитеты: «забытый всеми», «поселок-призрак», «мертвая зона» и т.д. Однако ни местные жители, ни туристы не согласны с этими определениями, так же как и с утверждением, что поселок вымирает. Однако обо всем по порядку.

Часть I. «Почтовый ящик» и хвостохранилище

Каджи-Сай был основан в 1947 году, когда здесь были найдены урановые месторождения. Этот факт стал решающим для становления нового поселения, ведь именно в те годы Советский Союз активно занимался разведывательными работами по поиску урановых руд для производства собственной атомной бомбы.

Тогда был издан приказ о создании на небольшом расстоянии от рудника поселка закрытого типа или «Почтового ящика №8».

Почтовый ящик — выражение советского периода, означающее засекреченное предприятие, не имеющее названия (или имеющее, но какое-нибудь абстрактное, например, НИИ Восход 123), в качестве адреса такие учреждения имели словосочетание «почтовый ящик №X».

Каджи-Сай легко узнать среди множества иссык-кульских деревень – на подъезде к нему вас «встретит» установленный на холме огромный портрет Ленина. Поселок подразделяется на несколько зон. В непосредственной близости к озеру находится центральная улица «Гаражная». Она тянется вдоль русла реки Каджи-Сай и упирается в центральную часть городка, которая заканчивается живописными склонами Кунгей Ала-Тоо.

2На подъезде к ПГТ вас встречает портрет Владимира Ильича

Дальше дорога уходит в красивейшее Каджи-Сайское ущелье. Восточнее располагается район «промышленной площадки», где находились шахты по добыче угля, цеха электротехнического завода и хвостохранилище.

Именно оно «прославило» Каджи-Сай. Во время разработок урановых месторождений возникали отстойники и хвостохранилища с большим содержанием урана и других радиоактивных элементов, которые опасны для окружающей среды и вызывают интерес экологических организаций всего мира. Правда, хвостохранилище никто так и не собирается консервировать.

Всего в Кыргызстане находится 90 хвостохранилищ, в которых собрано 286 миллионов тонн урановых и других высокотоксичных отходов. Часть других хвостохранилищ находится в другом «почтовом ящике»  — городке Мин-Куш Нарынской области, историю которого можно прочитать здесь.

Каджисайское хвостохранилище находятся в нескольких километрах от города. Огромное, видно, что его уже начали размывать дожди. Однако это не мешает людям селиться в непосредственной близости от опасной зоны.

4Каджисайское хвостохранилище

Кстати, из-за того, что содержание урана в породе оказалось крайне низким, в 60-х годах его разработку в Каджи-Сае прекратили. А новым направлением местной промышленности стала добыча угля в шахте «Центральная». Его было так много, что хватало на обеспечение нужд трети населения Иссык-Кульской области.

Тогда же завод по переработке урана был перепрофилирован в экспериментальный электротехнический, который экспортировал продукцию во многие страны мира, а также работал для внутренних предприятий военной промышленности.


3
Общий вид завода

В период расцвета поселка, который пришелся на 70-е годы, в нем проживало более 7 тысяч человек, большая часть которых работала на заводе и шахтах. К 1990 годам количество населения достигло своего пика в 11 тысяч человек.

5У входа на территорию завода 

6Основное здание завода

8На заводе

7-2Заброшенная лаборатория

14Раньше на заводе было что «сберегать» 

90-е годы привели к развалу промышленности всей страны, и Каджи-Сая в том числе. Продукцию завода было некому продавать, его оборудование распродали, а цеха — разграбили. Населения поселка осталось без работы и началась тотальная миграция населения Каджи-Сая в Бишкек или за рубеж. Сейчас здесь проживает не более четырех тысяч человек.

Каджи-Сай-0Сейчас на когда-то стратегическом производстве, где «боролись за внедрение эффективных разработок», пасутся лошади

9Безработная молодежь Каджи-Сая добывает здесь цветные металлы

Создании советской ядерной бомбы — это фундаментальные исследования, разработка технологий и их практическая реализация в СССР, направленные на создание оружия массового поражения с использованием ядерной энергии. Мероприятия в немалой степени были стимулированы деятельностью в этом направлении научных учреждений и военной промышленности стран Запада, в том числе нацистской Германии, а в дальнейшем — США.

6 декабря 1941 г. в США принято решение о выделении средств и ресурсов на создание ядерного оружия. 16 июля 1945 года в пустыне под Аламогордо (штат Нью-Мексико) испытано первое ядерное взрывное устройство «Gadget» (одноступенчатое, на основе плутония). 29 августа 1949 года СССР провел испытания своей атомной бомбы РДС-1, таким образом, разрушив ядерную монополию США.


11
Полуразрушенный завод находится совсем рядом с хвостохранилищем и даже в таком состоянии он продолжает впечатлять своими размерами

12На заводе

13После закрытия убираться на опасном производстве никто не стал

10

15

16

Часть II. История жизни

Мне удалось найти старожила поселка, Андрея Андреевича Тархова, который всю жизнь прожил в Каджи-Сае, 40 лет проработал на угольной шахте. Естественно, что мой первый вопрос касался радиации.

17Андрей Андреевич Тархов

«Долгое время при нашем «почтовом ящике» работал мужчина по фамилии Варышкин, —начал свой рассказ Андрей Андреевич. Это был не первый «почтовый ящик», где варышкин работал и он рассказывал, что после испытания американцами ядерной бомбы, Сталиным был дано указание немедленно создать свой аналог и по всему Советскому Союзу начали искать уран. Здесь уран нашли в 1947 году, однако его было так мало, что за более чем 10 лет разработки его не хватило даже для создания одной бомбы. А что касается радиации, то Варышкин всегда в шутку говорил, что «местную радиацию можно с хлебом есть», настолько здесь низкий фон… Кстати, где-то в 2000-х сюда приезжали американцы и замеряли фон, я тогда специально к ним подошел, высыпал золу с печи и попросил тоже измерить фон. Ничего опасного их приборы не показали».

7-1В заброшенной лаборатории завода 

«1960-м году «почтовый ящик» закрыли и из Каджи-Сая сделали обычный поселок городского типа,- продолжил свой рассказа Андрей Андреевич. — Оборудование по переработке урана было демонтировано и тут же, прямо во дворе завода, бульдозерами закопано в землю. Завод перепрофилировали в электротехнический, где стали изготовлять трансформаторы, вентиля и прочую продукцию».

«В 1958 году я, 16-летний парень, устроился работать на угольную шахту. Мы добывали много угля, шахты, где уголь был радиоактивным, сразу консервировали. Остальные разрабатывали. Наш уголь, огромными пластами в несколько метров высотой назывался «энергетика» и уходил на заводы по всему Союзу. Каджи-Сай процветал, тогда количество жителей достигло пика в 11 тысяч человек. У людей была хорошая работа, высокая зарплата. При Горбачеве все изменилось. По всей стране начало разваливаться производство, заглох и наш завод. Молодежь начала уезжать».

«Как-бы то ни было, я не считаю, что Каджи-Сай – это исчезающее селение. Здесь хорошо. Да, проблемы с работой, но это все решаемо. Наше село еще можно поднять на ноги… Почему я не уехал вместе со всеми? Я много ездил по миру, дети звали меня в Россию, но отсюда я никуда уже не денусь. Я привык к климату. Здесь рай. Если я отсюда уеду, то умру, ведь лучшего места на земле для меня нет», — уверен Андрей Андреевич.

2-1Центр Каджи-Сая

Пенсия Андрея Андреевича, который, напомню, 40 лет проработал на шахтах, составляет $155. Льгот его лишили еще при президенте Бакиеве. Естественно, что этих денег ему, а он живет вместе с супругой, не хватает. Дополнительный заработок им приносит продажа фруктов с собственного сада, которых плодородная земля Каджи-Сая дает в огромном количестве.

Часть III. Городок

Летом Каджи-Сай очень приятный, зеленый. Везде цветут вишня, абрикосы и яблони. Ухоженные домики. Приветливые люди на улицах. Но здесь действительно практически нет молодежи и много пьющих людей. А оставшаяся молодежь занимается тем, что пасет скот или добывает цветные металлы на разрушенном заводе.

18На улице села

Гнетущее впечатление создают разрушенные здания и дома с заколоченными окнами. Главным образом — это многоэтажки. Проживающие в частных домах живут хорошо. Сейчас в Каджи-Сае два вида заработка: выращивание фруктов и прием туристов. Идеально для этого подходят частные дома с участками. Те, кто остался жить в этажках, сажают фруктовые деревья на придомовых участках.

19Заброшенные многоэтажные дома в Каджи-Сае

Здесь обычное дело увидеть многоэтажный дом только с одной жилой квартирой. Но она, одна единственная, будет со свежепокрашенными оконными рамами, белоснежными занавесками и горшками с цветочками на подоконнике. Именно местные жители, нет, не власти, стараются сохранить оставшееся от когда-то процветающего городка.

20В этажном доме может остаться только одна жилая квартира

21На весь дом единственная жилая квартира с двориком, засаженным фруктовыми деревьями

В школьное время по селу курсирует ярко раскрашенный автобус для детей, который дважды в день развозит учеников в школу и обратно. Из четырех тысяч проживающих здесь людей, одна четвертая часть — дети.

22Школьный автобус «на летнем отдыхе»

Теперь о муниципальных учреждениях. Здесь есть школа, детский сад и больница, хирургическое отделение которой разрушено, осталось только терапевтическое. Если у кого-то наступают роды, то рожать надо ехать в ближайшее село Боконбаево, а это 20 минут на машине.

23В местной больнице осталось только терапевтическое отделение 

25В этом разрушенном здании когда-то размещалось отделение хирургии

Зимой городок уходит в спячку. К счастью, последние два года здесь не отключают электроэнергию, поэтому основное зимнее «развлечение» – это телевизор. Есть здесь и интернет, правда, очень медленный.

IMG_5002Валентина Андреевна Чмутова

Валентина Андреевна Чмутова более 40 лет прожила в Каджи-Сае и помнит его оживленным поселком, куда приезжали народные артисты.«Здесь часто устраивали концерты, у нас был большой парк с колесом обозрения. А сейчас хоть-бы кто заглянул, хоть бы цыгане приехали», — сетует женщина. Однако еще больше, чем отсутствие цыган, пенсионерку огорчает не работающая библиотека.

25-2Во времена Союза на этом пустыре располагался парк с колесом обозрения

В Каджи-Сае, как я писала выше, только два вида заработка: прием туристов и продажа фруктов. Для туристов здесь, действительно, рай. С одной стороны, прекрасное озеро, с другой — горы. На их фоне возвышается Ленин и дети играют в футбол. Это впечатляет.

26Местная футбольная площадка

Местные жители давно поняли, что принимать туристов выгодно, поэтому с каждым годом уровень туристический услуг возрастает. Кстати, владельцы гостевых домов специально приглашали специалистов измерить радиационный фон. На самой близкой к озеру улице «Гаражной», концентрации гостевых домов, он составляет 16 микрорентген в час. Нормальным считается фон в 10-20 микрорентген в час.

27Местные жители делают все для удобства туристов. Даже самостоятельно нарисовали «зебру»

Часть IV. Архитектурная

Не меньше, чем природа, впечатляет Cоветское наследие Каджи-Сая. Портрет Ленина на холме, его же статуя у Дома культуры, здания больницы и стадиона с гербами СССР. Кажется, что именно здесь время остановилось.

Пройдя по этим ссылкам можно прочитать материалы о Советском наследии Кыргызстана: Часть I (Part I) — про Ош, Часть II (Part II) — про 10 признаков Нового года в СССР и Часть III — про столичный телеграф, Часть IV — про Бишкекский музей Ленина.

28Дом культуры

Хочется верить, что забытый Каджи-Сай обретет вторую жизнь и люди будут приезжать сюда не только за тем, чтобы измерить его радиационный фон. Ведь при правильном подходе из этого селения можно сделать современное место отдыха, соединив природу и историю.

29Здание спортзала

24Местную больницу охраняют львы, на которых удобно сушить подушки

Чтобы, гуляя по этим местам, люди представляли, как было, когда страна процветала. И не отсюда уезжали на заработки, а сюда, в маленький городок у подножия гор, стремились люди со всего Союза, и работали на опасном производстве, чтобы дать свой ответ американцам…

30

Posted on 04.05.2016, in Где мало кто был, Другие города, Интересные места, Советское наследие Кыргызстана, Туризм and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink. 7 комментариев.

  1. Любимый Каджи-Сай!!!

  2. Про город конечно же явное преувеличение. Многоэтажка с одной единственной живой квартирой, квартира в которой жил брат моей жены Игорь. В подвале, или как нынче принято говорить — в консольном этаже раньше был техникум от завода. Народ уехал оттуда и ничего хорошего там нет ни летом и уж тем более зимой.

  3. Отличный материал, спасибо, чуть не всплакнул! Как видим, советский режим единственный, который развивал самые отдалённые уголки республики.

    • Там еще про Мин-Куш есть))

      • sbiryukovs

        Не знаю такого названия. Отдыхал в Утёсе, а ещё в другой год там же, но название не уверен, вроде «Улан». Поэтому заинтересовался и прочёл статью. Теперь придётся читать и про Мин-Куш =)
        Вам, наверное, ещё имеет смысл добавлять карты с точкой в статью.

      • Спасибо, учту. На Мин-Куш прямо в тексте есть удобная ссыль. И там все не менее интересно. «Утес» еще жив, но он уже далеко не тот «Утес», что был раньше.

  4. «После закрытия убираться на опасном производстве никто не стал»…. поразили фото заброшенной лаборатории. Но ведь там дети тоже могут играться… как так???

Оставьте комментарий